Двусторонний рисунок, купленный на маленьком французском аукционе, оказался утерянной страницей из блокнота Питера Пауля Рубенса. 7 июля 2021 рисунок появится на торгах Sotheby’s с эстимейтом £400–600 тыс.
Двусторонний рисунок, купленный на небольшом аукционе во Франции за несколько тысяч евро, оказался ранней работой Питера Пауля Рубенса. Лист с изображением нимфы и сатира с одной стороны и падающей мужской фигуры с другой когда-то был частью так называемого «Теоретического блокнота» Рубенса. Рисунок с новой атрибуцией выставлен на торги Sotheby’s 7 июля 2021 года с оценкой £400–600 тыс.
Питер Рубенс вёл «Теоретический блокнот» во время пребывания в Италии в 1600–1608 годах. Художник оставлял в нём зарисовки, заметки и свои наблюдения на самые разные темы – от оптики, симметрии и пропорций до анатомии и человеческого сознания. Эта записная книга стала очень известной, и в итоге после смерти Рубенса попала в коллекцию «королевского мебельщика» Людовика XIV Андре-Шарля Буля. Пожар, случившийся в мастерской Буля в 1720 году, уничтожил «Теоретический блокнот» Рубенса почти полностью. До недавнего времени уцелевшими считались лишь две страницы, находящиеся в собраниях лондонского Института искусства Курто и Берлинского гравюрного кабинета. Теперь их официально три – вместе со страницей, обнаруженной коллекционером на французских торгах. На ней зарисовки Рубенса из Палаццо Фарнезе в Риме – нимфа и сатир с фриза на римском саркофаге и падающая фигура солдата с фрески «Смерть Пенфея» Даниеле да Вольтерра.
Когда неназванный владелец рисунка принёс его на экспертизу в Sotheby’s, глава отдела графики Старых Мастеров Грегори Рубинштейн занялся поиском аналогов в наследии Рубенса. Дело в том, что хотя «Теоретический блокнот» и погиб в огне, до этого трагического события он был неоднократно скопирован учениками и коллегами Рубенса – в частности, Антонисом Ван Дейком. Копия блокнота в исполнении Ван Дейка хранится в Чатсуорт-хаус в Англии. В ней Рубинштейн и нашёл аналог указанного рисунка. Осталось доказать, что в руки эксперта попал оригинальный рисунок Рубенса, а не чья-то копия. В этом помог историк искусства Арнаут Бэлис, как раз сейчас работающий над большим проектом по каталогизации наследия Рубенса Corpus Rubenianum. Бэлис подтвердил руку мастера – к удивлению и радости проницательного французского коллекционера.
Источник: https://artinvestment.ru/news/artnews/20210629_Rubens_drawing.html
Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами, чтобы ответить на ваши вопросы